Sir_nigel. Про Леонардо из Винчи

По-моему, только ленивый ещё не написал о выставке “Гений Леонардо”, что проходит в Артиллерийском музее. Вот про эту:
“1 октября в Музее Артиллерии открылась передвижная выставка «Гений да Винчи», совместный австралийско-итальянский проект, побывавший уже в нескольких странах мира.
Работая в тесном тандеме, компания Grande Exhibitions и фонд Anthropos Association создали уникальную выставку гения да Винчи. Группа итальянских экспертов, во главе с Модесто Веччиа, специалистом по творчеству Леонардо, на протяжении десяти лет занимались расшифровкой кодексов да Винчи для того, чтобы воссоздать придуманные им аппараты и механизмы, которые и послужили темой для этой выставки. Некоторые модели воссозданы в оригинальном размере, другие уменьшены, а иногда и увеличены, чтобы усилить впечатление посетителя от экспонатов.


На основе сделанных расшифровок было воссоздано свыше 120 различных устройств и аппаратов Леонардо да Винчи. В процессе изготовления плотниками использовались, насколько это было возможно, доступные человеку XV века материалы и техника.
Автомобиль, подводная лодка, танк, пулемёт, видеокамера, акваланг, вертолёт — это всего лишь несколько примеров изобретений да Винчи, свидетельствующих о том, насколько он опережал своё время.
Оставаясь верным принципам наблюдения и эмпиризма, большую часть своего времени он проводил, экспериментируя над своими конструкциями. Большинство машин Леонардо так и не были сконструированы. Другим же не суждено было появиться при жизни гения, принимая во внимание, насколько прогрессивно он мыслил для своего времени.
При поддержке Grande Exhibitions, в лице основателя компании Брюса Петерсена, выставка стала не просто коллекцией изобретений, а также вместила в себя другие работы да Винчи, в полной мере раскрывающие зрителю масштаб его гения.
Выставка содержит репродукции наиболее известных его картин оригинального размера, удивительное собрание анатомических рисунков, знаменитый полномасштабный рисунок фрески «Битва при Ангиари», а также познавательные 3D версии таких шедевров как «Мона Лиза», «Тайная Вечеря», «Витрувианский человек», «Лошадь Сфорца».
Данная выставка является самой современной и полной коллекцией работ да Винчи, путешествующей по миру с целью рассказать зрителю о величайшем гении человечества, прожившим столь удивительную жизнь.

Выставка проходит в Военно-историческом Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи”

Ну, вот я такой ленивый и есть – побывал там ещё в октябре, но выложить так и не удосужился (перебрал блокнот с намеченным… ужаснулся. Впору портфель заводить, как Козьме Петровичу – “Сборник неконченого”). Тем не менее – “лучше поздно, чем никогда”.
От выставки сей осталось двойственное такое впечатление, довольно странное. С одной стороны, всего много и интересно, а с другой – “Ой, не похож! Ой, халтура!”
Попробую объяснить. Как сказано в пояснительном тексте, целая бригада итальянских плотников трудилась над рукописями Леонардо аж десять лет, изучая, расшифровывая, исправляя ошибки, “специально допущенные Леонардо в качестве защиты от несанкционированного копирования”, и наваяла по леонардовым чертежам более сотни макетов, наглядно иллюстрирующих его идеи. Собственно, выставка сия так и организована – макет, а рядом пояснительная табличка с фрагментом чертежа и кратким пояснительным текстом. Так вот, в значительном числе случаев либо макет не соответствует чертежу, либо чертеж макету. 🙂
Претензия вторая. Как вы, без сомнения, знаете, Леонардо был прекрасным рисовальщиком. Посмотрите, сколь изящно прорисованы всяческие крылья на его чертежах – и сколь топорно воспроизвели их макетчики! Я всё же полагаю, что каркас тов. Винчи предусматривал из каких-нибудь прутьев, а а отнюдь не в виде мощной деревянной рамы, более приличествующей буфету какому либо же дивану.

Претензия третья (не знаю, насколько обоснованная). Леонардо, конечно, гений (никто и не сомневается!), но… очень-очень многое существовало и до него – ещё в античном мире.. Наверное, следовало бы это как-то подчеркнуть, что вот это, это, это, ещё вон то и вот это – применялось ещё в античном мире… или там в Средние века… а Леонардо с успехом использовал это в своих конструкциях или же развил идею… ну, каким-то таким образом. Это касается его любимой цевочной передачи, архимедова винта, храпового механизма и т.п.

Да посмотрите на средневековые манускрипты с изображениями строящихся зданий – сколько там грузоподъёмных механизмов!

Претензия четвёртая. Неполное воспроизведение (это касается, в частности, леонардова “танка” – на картинках Леонардо ясно видны штыри на ободах колёс – опять-таки цевочное зацепление! На макете никакого зацепления вообще нет; более того, даже если бы оно наличествовало, авторы макета соорудили общую рукоятку – коленчатый вал (в полном соответствии с чертежом), при такой схеме передние и задние колёса будут вращаться навстречу друг другу – в аннотации же говорится о независимом приводе!)


Или телега с “арбалетным приводом”. Комментарии излишни. Сравните с чертежом сами и пропробуйте догадаться, как именно действует этот привод. По-моему, на макете явно не хватает деталей!

Катапульта. Покажите мне, пожалуйста, пальцем – а где упругий элемент? (На всех чертежах Леонардо, которые я нашёл, таковой присутствует!) Или авторы макета предлагают просто дергать за веревку?

Подводная лодка. При восторженной аннотации макет вообще.. гм-гм…ну, скажем мягко, крайне сомнительный! Где упомянутая в тексте рубка? (Я уж не говорю о хоть-каком нибудь движителе, ну, хотя бы в виде весла!)

Вообще леонардова подводная тематика – это нечто! Хорошо известен текст Леонардо, где он пишет об изобретенном им методе неограниченного пребывания под водой – и добавляет, что “здесь, мол, я его не привожу, не то им тут же злые люди воспользуются, чтоб корабли топить…” Обычно его приводят в хвалебных целях – вот, мол, какой Леонардо гуманист! Однако при взгляде на прочие его военные изобретения такое впечатление почему-то пропадает.
А посмотрите на водолаза! Вид у него просто жалкий – ну неужели нельзя было его сшить из кожи, как и предполагалось? А тут – печальное тряпочное чучело.

Автор, похоже, сам в воду не лазил, поскольку человек может дышать через трубочку на глубине не более 60 см (и то – весьма ограниченное время!) Кто сомневается – напишите, пришлю список литературы по водолазному делу – у меня много… Впрочем, подобные конструкции рисовали ещё за тысячу лет до Леонардо.

Ладно, раз уж начал о Л. как о военном инженере… Я ничего не нашёл о практическом военном применении его инженерных талантов. Многие его разработки, как сказано выше, изобретениями не являются (например, вот эта многоствольная пушка). Такие рибодекины были изобретены лет за сто пятьдесят до Л., а применялись и лет через семьдесят после него

(Вот эта штука сейчас в фондах Артмузея, а раньше находилась в экспозиции Зала №1 как “Ермакова пушка”).
А вот к этой артсистеме приложено совершенно бредовое объяснение! Ну, попробуйте представить сами одновременную стрельбу и заряжание этой штуки!


Кстати, сама схема оказалась живучей – к ней возвращались и двести лет спустя!  Вот вам реальный образец:


(Артмузей, зал №1)
А вот ещё и мортира (любопытствующим сообщаю, что все стволы на этой выставке выполнены из пластмассы, крашеной “под железо”). Оно, конечно, впечатляет… но конструкция лафета и диаметр цапф вызывает жуткие сомнения.


(Продолжение следует)

http://sir-nigel.livejournal.com/105891.html