Воскресенье, Сен 24, 2017

Хочу туда! Три вопроса эксперту конкурса Ольге Кай

Тот, кто знаком с порталом Книгозавр, тот знает и Ольгу Кай, которая балует нас и читателей осмысленными, четко сформулированными интересными авторскими рецензиями как на книги, так и на фильмы — художественные и анимационные.

Наши три вопроса Ольге — эксперту конкурса «Хочу туда!»
демерджи.jpg

Склоны горы Демерджи, Крым, фото Ольги Кай

1. Режим чтения

Расскажите, как и что вы читаете? Сколько времени в день, и какое любимое время и место для чтения. Какую часть из вашего чтения занимает развлекательная литература, а какую вечная? Бумажные книги или электронные? Или что-то на бумаге (и тогда что именно) а что-то с монитора?

 

В последнее время читаю больше то, что не только хочется, но и надо. Например, что-то из классики или книга, которую посоветовали, как «мозголомку» (в хорошем смысле этого слова). Когда есть желание «поймать волну», разобраться с пришедшей в голову, но не оформившейся до конца идеей – что-то созвучное настроению. Когда готовлюсь к семинару или сужу конкурс – произведения участников. И любимых авторов – когда хочется просто отдохнуть.

Из «нехудожки» – в зависимости от того, с чем работаю. Если тема интересна, такое чтение захватывает не меньше какого-нибудь авантюрного романа.

Сколько времени в день на чтение – сказать не смогу, так как всегда по-разному. Есть дни, когда мотаюсь в маршрутках, жду в очередях – и читаю много. А есть, когда вроде бы и дома, и время хватает, но так устала, что хочется просто посмотреть мультфильм. Предпочитаю все чаще электронные книги – из-за удобства транспортировки и хранения. Но считаю, что толковые словари хорошо иметь в бумаге – не для сверки в процессе редактуры, тут легче работать с электронными, а просто для чтения. А еще в бумаге покупаю любимые книги – их приятно иметь в «осязаемом» формате.

 

2. Оля, вы пишете фэнтези – книги с волшебными приключениями. В них есть описания природы и местная, литературная география. У мест, описываемых вами, как волшебных так и существующих в данной литературной реальности, есть конкретные прототипы из реальности нашей? Процитируйте, пожалуйста, из своих книг описание совершенно выдуманное, и то, что привязано к реальности.

 

Чаще всего нельзя сказать, что пейзаж полностью выдуман: автор ведь использует образы, которые видел в реальной жизни – неважно, во время своих путешествий или на чужих фотографиях, иллюстрациях. Будь это описания условно сказочные:

«Вроде тот же лес, да только каждое дерево, как в детстве, кажется притаившимся, замершим чудовищем, а над сплетением ветвей звезды видятся бледно-синими. Сизая дымка выползает из чащи, медленно волочится над тропою и снова исчезает в темноте» («Ведьмина тропа»).

Или вполне реалистические:

«Перед нами было болото. Из зеленоватой жижи торчали метлы кустов, выглядывали маленькие белые и розовые цветочки. На круглых кочках сидели толстые грязно-зеленые жабы, покачивалась на тонкой былинке большая ярко-синяя стрекоза. После непогоды здесь было тихо, только загадочные ухающие звуки, да непрекращающееся хлюпанье: словно чьи-то шаги то приближались, то отдалялись. Иногда где-то трещали ветки или шелестел растревоженный невидимым обитателем пучок высокой травы. Туман поднимался от болота белесой дымкой и на расстоянии десяти шагов делался непроглядным» («Загадать желание»).

 

Так уж получилось, что прототипом для описаний местности у меня часто становится Крым. Видимо, потому, что именно там были мои первые путешествия и знакомство с разнообразием природы. Явно описания Крыма проступают редко, хотя есть и такие зарисовки:

«Обогнув каменистый склон Чани-Саян, путник увидел море. Серая гладь под пасмурным небом не произвела на него впечатления, удивился только – как много воды, до самого горизонта! И еще дальше… Ярат усмехнулся собственным мыслям: оказывается, видеть море на картах или картинах – это одно, а смотреть вот так – совсем другое дело. И сложно представить, что если оказаться там, за окоемом, то кроме воды вокруг ничего не будет.

Лошадка не интересовалась окрестностями и неторопливо трусила вниз по дороге. Ярат отвлекся от созерцания морской глади и принялся разглядывать скопление домиков на берегу – весь городок Эште прекрасно просматривался отсюда, сверху. Всего несколько больших зданий и множество серых крыш вдоль узких улочек» («Саоми»).

Есть и более «прозаические», как вот этот пейзаж, типичный для Днепропетровщины:

«Далеко впереди – еще полоса посадки, за ней сквозь деревья мелькали вагоны товарного состава, слышался перестук колес. Внезапно он стал громче, гулче, будто поезд выехал на мост, в знойной тишине летнего полдня прокатился гудок тепловоза.

– Станция рядом, – высказала я пришедшую мысль.

Что-то словно подтолкнуло в спину, я заторопилась, ускорила шаг. Вот и край поля. Тропка вильнула, обходя небольшой пригорок, и вывела нас сквозь реденькую посадку к высокой насыпи. Мелкий гравий, рельсы. Выбравшись наверх, я встала прямо на шпалы, огляделась.

Да, вот он – мост. Небольшой совсем, железный, недавно покрашенный светло-серой краской, не успевшей потемнеть и облупиться. И речка – узенькая, в камышах вся. Только чуть дальше моста – широкий разлив. На берегу – огороды, вверх по склону невысокого холма поднимается дорога. В зелени садов виднеются крыши деревенских домиков, утыканные телевизионными антеннами, торчат над деревьями столбы электропередачи. Кое-где – пятнышки одиноко пасущихся коров и коз. По светлому бледно-голубому небу лениво плывут редкие клочья облаков, пахнет выгретой солнцем травой.

– Арис!

Он поднялся на насыпь и стоял рядом, без особого интереса глядя на поселок на противоположном берегу. Конечно, он ведь еще не знает!..

– Арис, я приглашаю тебя в гости!» («Загадать желание»)

 

3. У нас был прекрасный проект, который я все равно собираюсь держать на плаву и принуждать авторов к участию в нем. Подзорная труба Литературы Странствий. Расскажите читателям о том месте, куда вы идете отдохнуть душой, или где вы побывали когда-то и теперь воспоминание о нем радует ваше сердце, место, куда вы готовы вернуться снова и снова. И что для вас главное там? Может быть закат или запахи, или вид с определенной точки. Не обязательно раскрывать секреты и указывать точное его расположение вплоть до метра. Просто опишите.

 

Это место – вершина Южной Демерджи. Почему меня туда тянет – не знаю. Может, первая «покоренная» вершина? Первый подъем, когда я увидела воочию то, о чем писал Высоцкий: «там поймешь, кто таков»?

Может, многообразие окружающей природы? Впервые – эдельвейс, лаванда, серебряные волны ковыля – то, что раньше для меня было просто словами и картинками в книжке?

Может, необъятная ширь, километры береговой линии – будто на карте? Ветер, который вот-вот наполнит крылья, помогая взлететь?

Не знаю.
Тянет просто – и все.

 


Comments are closed.